Объяснение сюжета «Мальчика и цапли»: смысл и символика фильма

Объяснение сюжета «Мальчика и цапли»: смысл и символика фильма

Как опытный кинокритик с более чем тридцатилетним опытом погружения в богатое полотно японского кино, я должен сказать, что последнее предложение студии Ghibli, «Мальчик и цапля», — это не что иное, как мастер-класс по повествованию и эмоциональному резонансу.


Подписывайтесь скорей на наш Телеграм-канал @firstingame 👇

Подписаться в Telegram


Как преданный фанат, я не могу не поделиться своим волнением по поводу последнего шедевра студии Ghibli «Мальчик и цапля», который теперь доступен для потоковой передачи на Max. Однако я должен признать, что его заключение может заставить некоторых зрителей почесать затылки. В конце концов, красота этих фильмов часто заключается в тонкостях и символизме, которые они вплетают, поэтому всегда полезно поразмышлять и при необходимости пересмотреть!

Хаяо Миядзаки разработал сценарий и режиссуру анимационного фильма, производство которого продолжалось семь лет до его премьеры в июле 2023 года.

Как и во многих проектах студии Ghibli, в фильме «Мальчик и цапля» актерский состав говорит как на японском, так и на английском языке. Примечательно, что в этой английской версии снимались такие известные актеры, как Роберт Паттинсон, Карен Фукухара, Джемма Чан, Флоренс Пью и Уиллем Дефо.

Что происходит в «Мальчике и цапле»?

Объяснение сюжета «Мальчика и цапли»: смысл и символика фильма

«Мальчик и цапля» рассказывает историю молодого парня по имени Махито, чья жизнь меняется, когда его мать погибает в результате пожара в больнице во время войны на Тихом океане. Затем семья отправляется в деревню вместе с его отцом.

После смерти матери Махито трудно адаптироваться, когда его отец женится на ее тете Нацуко.

На территории Нацуко Махито встречает болтливую цаплю, которая клянется, что сможет отвести ее к своей матери. Став свидетелем исчезновения Нацуко в загадочной башне поместья, Махито решает последовать за ней в сопровождении цапли и вступает в увлекательное и причудливое альтернативное царство.

Со временем Махито обнаруживает, что его спутник, которого он считал цаплей, на самом деле является человеком, спрятанным в костюме птицы. Погружаясь в это новое царство, они встречают юную пирокинетическую девушку по имени Хими и Кирико, сильную юную копию одной из служанок Нацуко, которые решают сопровождать их в путешествии.

Группа сталкивается с вараварами, изображенными в виде маленьких милых существ, олицетворяющих нерожденные человеческие души, живущие в потустороннем мире. 

Махито ошарашен, когда узнает, что пеликаны в этом царстве пытаются поглотить Варавару, недоумевая, как они могли совершить такой мерзкий поступок. Однако один из пеликанов объясняет Махито, что они были вынуждены войти в этот мир и просто пытаются есть, чтобы прокормиться.

Другая опасность, с которой сталкивается группа, — это армия антропоморфных попугаев-людоедов, которые захватили Нацуко. 

В сказочном состоянии Махито встречает двоюродного дедушку Нацуко, которого изображают как колдуна, который ищет родословную Махито, чтобы взять на себя роль хранителя мира. Проснувшись, Махито обнаруживает, что Король попугаев транспортирует Хими против ее воли к своему дедушке, надеясь, что он согласится сохранить мир.

Проще говоря, Волшебник призывает Махито построить более мирный мир, символом которого является груда камней. Тем не менее, Махито отказывается, показывая свою злую натуру, на что намекает ранее в фильме рана, нанесенная самому себе в конце.

Объяснение сюжета «Мальчика и цапли»: смысл и символика фильма

Когда Попугай-Монарх пытается построить царство, используя подручные блоки, они обнаруживают, что оно ненадежно и разрушается, что приводит к распаду мира вокруг них. Сумев избежать хаоса, Махито, Хими и Человек-птица находят Нацуко.

Прощаясь, Махито обнаруживает, что Хими — младшая форма его биологической матери. Он пытается предупредить ее о предстоящей судьбе, но в конце концов она возвращается в свое время.

Покидая башню, Махито и Нацуко возвращаются в свое царство в сопровождении трансформированных антропоморфных существ, которые возвращаются к своим первоначальным животным формам. Человек-Птица советует Махито стереть из памяти воспоминания о своем путешествии в альтернативный мир.

Прошло два года, и фильм завершается тем, что Махито и его отец возвращаются в Токио в сопровождении Нацуко и только что родившегося младшего брата Махито.

Объяснение концовки «Мальчика и цапли»

Объяснение сюжета «Мальчика и цапли»: смысл и символика фильма

«Мальчик и цапля», хотя и не основан на конкретной сказке, в нем переплетаются различные культурные символы и философские концепции.

В повествовании «Мальчик и цапля», как и во многих произведениях Миядзаки, повторяющаяся тема вращается вокруг потери и трансформации.

В альтернативной реальности пейзаж был искажен и причудлив, символизируя разочарование несбывшейся мечты из-за суровой правды жизни. Колдун стремился построить утопию, населив ее попугаями и пеликанами, но они исказились под давлением голода.

Когда его дедушка обращается к Махито с просьбой унаследовать и построить новый мир, он отклоняет это предложение, потому что знает, что он тоже запятнан своими страданиями и что идеальный мир не может существовать. 

Махито обнаруживает, что не может избежать горя из-за кончины матери; однако, несмотря на свои недостатки, реальный мир предлагает ему путь к выздоровлению — через принятие Нацуко как своей новой материнской фигуры.

На название фильма «Я жил», возможно, повлиял роман Гэндзабуро Ёсино 1937 года с таким же названием. Этот классический роман также изображен в фильме, подаренном Махито его умершей матерью.

В разговоре с The New York Times Миядзаки спросили, будет ли его фильм отвечать на вопрос, вынесенный в название: «Как вы живете»? Режиссер просто заявил: «Я снимаю этот фильм, потому что сам не знаю ответа.

Таким образом, «Мальчик и цапля» предлагает взглянуть на разнообразие способов существования людей и животных. Оно изображает, оно создает яркий образ этих существований. Тем не менее, он воздерживается от вынесения суждений о них.

Со временем, когда Махито сталкивается с вопросом о своих предпочтениях в образе жизни, он отвергает идею воображаемого мира, признавая, что трудности и страдания являются неотъемлемыми аспектами существования, и что жизнь, лишенная такой борьбы, не стоит того, чтобы ее прожить.

«Мальчик и цапля» углубляется во многие глубокие аспекты жизни, такие как умение принимать смертность и сопутствующее ей раскаяние, признание неустанной природы человеческих желаний, борьбу с бременем ответственности и стремление добиться позитивных перемен.

Как киноэнтузиаст, я могу сказать, что этот конкретный фильм не дает четкого решения своих тем; вместо этого он предлагает зрителям почерпнуть свои собственные интерпретации кинематографического опыта.

Мальчик и цапля теперь транслируется на Max.

Смотрите также

2024-09-18 05:03