УЛЫБКА | Почему я почувствовал личное оскорбление?

УЛЫБКА | Почему я почувствовал личное оскорбление?

Как человек, переживший травму в своей жизни, я нашел «Улыбку» довольно бесчувственной и почти оскорбительной. Казалось, что фильм освещает борьбу, которую переживают люди, переживая травматический опыт. Было такое ощущение, будто кто-то тыкал мне пальцем в лицо и говорил: «Однажды ты будешь таким».


Подписывайтесь скорей на наш Телеграм-канал @firstingame 👇

Подписаться в Telegram

Может ли такой фильм, как Улыбнуться, быть оскорбительным?

Поразмыслив над этим несколько дней, я пришел к выводу, что недавно пережил опыт. Я посмотрел фильм и определил его тему как травма. Я ожидал получить представление об этом сложном вопросе. Вместо этого я покинул театр, чувствуя себя неуважительно. Прошла неделя, а раздражение осталось. Я не могу не задаться вопросом: должна ли моя реакция вообще иметь значение? Не все разделят мои чувства. Тем не менее, я посмотрел бесчисленное количество фильмов, не подвергшихся такому воздействию. Так что же такого в этом фильме вызвало у меня такой сильный отклик? Это тема, которую стоит изучить.

Жанр ужасов исследует нарушение нормальности чем-то необычным или чудовищным. Проще говоря, кто-то занимается своими повседневными делами, когда внезапно появляется монстр. Это чудовище может быть в прямом или переносном смысле, но часто оно несет в себе символическое значение. Возьмите классический роман Мэри Шелли «Франкенштейн», опубликованный в 1818 году. История вращается вокруг ученого, который использует науку, чтобы вдохнуть жизнь в умершее тело. Первоначально исследуются моральные последствия этого научного достижения – правильно ли нам играть в Бога? Однако сам монстр умен и красноречив. Его история показывает, как общество отвергает и презирает монстра из-за его внешнего вида, а не характера. Шанс монстра на искупление упущен из-за жестокости человечества. И доктор Франкенштейн, и монстр испытывают раскаяние в своих действиях, что в конечном итоге приводит к их гибели. По сути, «Франкенштейн» служит предостережением против опасностей неконтролируемых амбиций и последствий социальных предрассудков.

Фундаментальная суть этого жанра остается неизменной, будь то обычный человек, встречающийся с монстрами, или монстр, пытающийся вернуть себе нормальность после создания. Такая последовательность освобождает огромное пространство для воображения, позволяя создателям новаторскими способами исследовать самого монстра, его происхождение и сеттинг истории. Например, «Франкенштейн» углубился в науку, человеческую природу и моральную дилемму создания жизни. «Годзилла» исследовал науку и разрушительные последствия неконтролируемых сил. Напротив, «Парк Юрского периода» сосредоточился на науке через призму капитализма и родительских обязанностей. Наконец, «Бабадук» предложил уникальную точку зрения без науки, вместо этого исследуя, как горе влияет на связь между вдовой и ее ребенком.

Когда монстр в истории ужасов не представляет собой ничего более глубокого, им можно просто наслаждаться ради острых ощущений и волнения, которые он вызывает. В этих случаях ценность заключается в атмосфере жанра, оригинальности, напряжении и ужасных сценах. Киноиндустрия демонстрирует множество таких историй – некоторые со скрытым смыслом, например «Прочь», другие носят чисто развлекательный характер, например «Тихое место». «Улыбка» попадает в первую категорию с ее символическим подтекстом.

В фильме «Улыбка» травма служит центральным мотивом, который присутствует неявно, прежде чем к нему обращаются явно. Злобная сущность процветает и усиливает травму, активно ее выискивая, провоцируя и передавая новым жертвам. Учитывая традицию жанра ужасов, в которой символические монстры представляют концепции и идеи, разумно интерпретировать творение Паркера Финна как комментарий о том, как справиться с травмой. Однако мои опасения по поводу фильма заключаются в этом изображении.

В фильме «Улыбка» каждый человек, переживший травму, в конечном итоге сталкивается с трагическим концом, психически неуравновешен, борется за выживание или ведет себя плохо. Злобная сила травмы, кажется, переходит от одного пострадавшего человека к другому, каждый раз выходя победителем. Единственный способ добиться победы – это причинение вреда другому человеку в процессе. Это понятие соответствует распространенной фразе «обиженные люди обижают людей». В фильме, как явно, так и скрыто, подразумевается, что жизнь, отмеченная травмой, по сути, окончена.

Когда я с Роуз, она снова оказывается в доме своего детства. Она смело сталкивается с навязчивыми воспоминаниями о своей матери, которая, к сожалению, превращается в монстра. Это становится душераздирающей битвой с ее глубочайшей травмой. Первоначально Роуз считает, что она одержала победу над демоном, подожгла его и сожгла дом, произнеся мощную речь своему бывшему партнеру. Однако, в конце концов, она понимает, что демон все это время только манипулировал ее разумом. К сожалению, она остается в ловушке в доме вместе с демоном, который в конечном итоге выходит победителем. Как только Роуз смиряется с этой суровой реальностью, на сцене появляется ее бывший, невольно становясь следующим хозяином демона.

Подводя итог, можно сказать, что фильм «Улыбка» передает широкое послание о том, что страдание от травмы означает быть обреченным на жизнь, полную страданий. Однако я категорически не согласен с такой точкой зрения. Я единственный ребенок и потерял обоих родителей в молодом возрасте из-за рака. Этот опыт оставил глубокие раны, которые до сих пор причиняют мне боль спустя десять лет. Тем не менее, просмотр фильмов ужасов, затрагивающих такие темы, как горе и травма, находит отклик у меня. Даже если изображение не соответствует моему опыту, изображение этих эмоций как чудовищных противников, с которыми мне предстоит столкнуться, вполне понятно. Такие фильмы, как «Гаснет свет», «Оно следует», «Бабадук», «Сияние», «Мы» и «Мрачная песня», отражают эту истину.

Как киноман, переживший травму, могу заверить вас, что она не имеет решающего значения в моей жизни. Оно не взяло верх полностью и не перевернуло мой мир. Травма не требует, чтобы я причинял боль другим или чтобы они терпели такие же страдания. Я понимаю, что отношения каждого человека с травмой уникальны, и для некоторых она может быть изнурительной силой. Вот почему такие фильмы, как «Улыбка», раскрывающие деструктивные аспекты травмы и отчаянные попытки скрыть ее за улыбкой, пока она не станет невыносимой. Эти фильмы служат мощным напоминанием о том, что признание нашей боли и ее решение имеют решающее значение для исцеления и роста.

— Подожди, ты не противоречишь сам себе? 

Как специалист в области психического здоровья с многолетним опытом работы с скорбящими семьями, я начал понимать сложность и глубину эмоций, которые приносит утрата. История «Бабадук» глубоко резонирует со мной благодаря грубому изображению горя и натянутых отношений между матерью и ее ребенком.

Я поражен тем, насколько уникально Бабадук исследует переживание горя. Он фокусируется не только на самой эмоции, но и на том, как главная героиня и ее сын справляются с ней. Аналогичным образом, Оно следует рассказывает о неуловимом монстре, который преследует своих жертв, так же, как тревога преследует нас. Эта сущность не требует поддержки или мотивации; оно просто существует как проявление страха.

Основываясь на моем понимании фильмов «Бабадук», «Оно следует» и «Улыбка», я стал ценить каждый из них по-своему, благодаря их разным подходам к теме травмы.

Вместо того, чтобы выражать такой глубоко укоренившийся скептицизм по отношению к изображению травмы в «Улыбке», я считаю, что более сострадательная точка зрения была бы такой: я считаю, что способ обращения с травмой в «Улыбке» несколько пренебрежительный по отношению к людям, имеющим дело со своим прошлым опытом. Это похоже на сообщение: «Это то, чего вы можете ожидать в будущем».

«Хорошо, тогда что Smile мог бы сделать по-другому?»

Если бы демон существовал только как простая зараза, сводившая людей с ума, это приемлемо. Но если он специально нацелен на прошлые травмы Роуз и использует их в своих целях, это тоже приемлемо. Или, если люди смогут выжить в этой сущности, сделав позитивный выбор, это тоже хорошо. Изменение любого из этих элементов существенно не повлияет на изображение травмы в фильме. Однако в нынешнем виде фильм выглядел как угрожающее напоминание о том, что «однажды вы станете такими, как они», что является нежелательной сенсацией.

Как человек, переживший мучительный опыт просмотра фильма, который глубоко резонировал с моей личной травмой, я не могу не чувствовать ответственности, которую несут создатели фильма, затрагивая деликатные темы в жанре ужасов. Я прекрасно понимаю, что некоторые могут счесть мою точку зрения чрезмерно чувствительной или даже неблагодарной за то, что я наслаждаюсь комфортом собственного дома, в то время как они имеют дело с «хуже вещами». Но позвольте мне сказать вам, мой дорогой читатель, что все не так просто.

Смотрите также

2024-07-16 16:40