Влияние Второй мировой войны на фильмы ужасов: от универсальных монстров к научно-фантастическим кошмарам

Фильмы ужасов постоянно занимают важное место в киноиндустрии Голливуда с ее ранних дней и уходят корнями в немое кино, когда немецкий экспрессионизм доминировал в этом жанре, создав такие шедевры как ‘Nosferatu’ и ‘Кабинет доктора Калигари’. С появлением звукового кино ужастики расцвели и стали ведущей силой на экранах кинотеатров, где иконы Universal Horror правили кассой.

🧐

Купил акции по совету друга? А друг уже продал. Здесь мы учимся думать своей головой и читать отчётность, а не слушать советы.

Бесплатный телеграм-канал

Как страстный любитель кино, я не могу не вспомнить замечательную эпоху фильмов ужасов, которая развивалась в 1930-х и 40-х годах, с классическими шедеврами вроде Дракулы и Франкенштейна на экранах в 1931 году. За ними последовали такие культовые персонажи как Человек-волк, Невидимый человек и Мумия. Однако этот золотой век ужасов продлился менее десяти лет до того момента, когда всё внезапно закончилось из-за одного решающего события. Вторая мировая война кардинально изменила ландшафт кинематографа ужасов.

Ужасы Второй мировой войны сделали универсальных монстров устаревшими

Ужасы войны сделали универсальных монстров менее страшными

Во время Второй мировой войны, начавшейся в 1939 году, значительная часть населения США выступала за нейтралитет, удерживая страну от участия в конфликте. Тем не менее, после нападения на Пёрл-Харбор в 1941 году Соединенные Штаты вступили в войну, и была введена мобилизация для отправки молодых мужчин сражаться за рубежом. Этот переход ознаменовал трансформацию в киноиндустрии, с жанром ужасов произошли некоторые наиболее заметные изменения.

Вторая мировая война оказала существенное влияние на индустрию фильмов ужасов в двух ключевых аспектах. Во-первых, она привела к значительному сокращению финансирования таких проектов из-за экономических трудностей, вызванных войной. Во-вторых, ужасные события войны, включая смерти на поле боя, концентрационные лагеря и атомные бомбардировки, оставили у американской аудитории глубоко засевший страх, который затмевал традиционные тропы ужаса: вампиры, оборотни и сверхъестественные существа. По сути, реальные ужасы Второй мировой войны сделали этих вымышленных монстров менее страшными.

Как киноман, вспоминающий о былых временах, я должен признать, что сокращение финансовых ресурсов привело к тому, что некоторые наши любимые легенды ужасов, такие как Бела Лугоши (Дракула) и Борис Карлофф (Франкенштейн), создавали низкобюджетные фильмы. Знаменитые универсальные картины монстров заметно снизили своё качество в те годы. Однако среди борьбы произошла трансформация жанра ужасов киноиндустрии в 1940-е годы, когда самые выдающиеся произведения вышли из творческого ума Вала Льютона и RKO.

Валь Льютон создал фильмы такие как «Люди-кошки», «Я ходил с зомби» и «Леопард-человек». Вместо традиционных сверхъестественных чудовищ эти ленты представили более интеллектуальных и человекоподобных монстров. Снимавшиеся с 1942 по 1946 год, они ознаменовали начало прогрессивной трансформации в жанре ужасов. Война оказала значительное влияние на этот жанр, поскольку страх стал повторяющимся элементом, изменяя его.

Голливуд перешел от монстров к научно-фантастическому ужасу после Второй мировой войны.

Пришельцы и фильмы о гигантских монстрах символизировали войну и страх перед чужаками.

Смещение ужасов от сверхъестественного к научной фантастике можно в значительной степени объяснить такими событиями как лагеря уничтожения и атомная бомба. Кроме того, универсальные ужасы демонстрировали научно-фантастический характер с персонажами вроде Франкенштейна и Человека-невидимки, которые были созданы безумными учёными. Однако 1950-е годы привнесли совершенно иной оттенок в научную фантастику.

В 1950-х годах вместо изображения военных злодеяний, совершенных Германией и Японией во время Второй мировой войны, как действий людей, фильмы ужасов часто представляли эти события либо как природу (через катастрофы вроде атомных бомб и ядерных испытаний), либо как внеземные вторжения, при этом универсальные монстры почти полностью исчезли с экрана.

Вместо этого место заняли такие фильмы, как ‘Тварь из другого мира’ (1951). Этот фильм объединил идею вторжения пришельцев с напряжением холодной войны и страхом перед коммунизмом. За ним последовали другие киноленты о монструозных вторжениях: ‘Чудовище с глубины 20 тысяч метров’ (1953), ‘Вторжение похитителей тел’ (1956) и ‘ОНИ!’ (1954).

Введение монстров, способных уничтожить мир, казалось быть долгоживущим страхом, произошедшим из Второй мировой войны. В эту эпоху были не только фильмы о вторжении инопланетян и гигантских монстрах, но также новый жанр ужасов, где призраки символизировали умерших и потерянных в послевоенном мире. Соответственно, ужасы приобрели иной облик, сформированный под влиянием последствий войны.

Япония помогла создать большие фильмы про монстров после атомной бомбы.

Япония создала Годзиллу на основе атомной бомбы Второй мировой войны.

Это развитие привело к появлению одного ужасающего существа, объединившего опасения Второй мировой войны с леденящими кровь темами ужасов современных научно-фантастических фильмов, которые заменили традиционных монстров. В 1954 году Япония выпустила свой фильм о гигантском монстре под названием «Gojira». Известный в США как Годзилла, этот монстр был порожден непосредственно взрывом атомной бомбы над Японией.

Как любитель кино, я часто задумываюсь о глубоком влиянии истории на наше общее воображение. В отличие от ликования, охватившего Америку после окончания войны и атомных бомбардировок, в Японии возник совершенно иной страх. Это был не просто ужас перед непосредственными последствиями — глубокая тревога за новую ядерную катастрофу внутри своих границ. Именно этот неугасающий террор породил легендарного персонажа Годзиллу, который десятилетиями служил мрачным напоминанием о том, что может случиться при столкновении научного прогресса с разрушением.

Кошмар на улице Вязов наконец помог монстрам вернуться в центр внимания.

Hammer Horror Вернули Дракулу и Франкенштейна Спустя Десять Лет

После бурных лет Второй мировой войны лишь спустя долгое время эти классические Универсальные Монстры вновь сумели вселить страх в меня. Гнетущая реальность ядерного века сделала образ кровожадного вампира или оборотня почти тривиальным, так как я слишком хорошо знал, что одна бомба способна уничтожить целый город. Однако с течением времени и заживлением ран эти знаковые монстры снова начали возвращать свое ужасающее очарование.

В 1955 году компания Hammer Horror отправилась в путешествие по созданию фильмов, начав свою деятельность на территории Великобритании вместо США. Зная возможность оживить классический жанр ужасов, они начали с более скромных проектов, таких как «X: The Unknown». В конечном итоге, им удалось вдохнуть новую жизнь в старые монстры Universal.

В год тысяча девятьсот пятьдесят седьмой, ровно через двенадцать лет после окончания Второй мировой войны, Hammer Horror воскресили монстра Франкенштейна в фильме ‘Проклятие Франкенштейна’, а спустя год, в тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году, они оживили вампира в ‘Дракуле’. С актерами Питером Кушингом и Кристофером Ли на контракте британская киностудия вернула культовых монстров к славе.

Войны всегда меняли отношение поклонников к фильмам ужасов

Реальные ужасы всегда будут менять фильмы ужасов

Представление о том, что Вторая мировая война существенно изменила жанр ужасов — это общее наблюдение в отношении конфликтов с участием Соединенных Штатов. Например, во время Вьетнамской войны интерес к классическим фильмам-ужасам уменьшился, и на смену им пришла более суровая, интимная форма жанра, как видно из таких фильмов, как ‘The Texas Chain Saw Massacre’ (Техасская резня бензопилой) и ‘Halloween’.

В 90-е годы во время войны в Ираке наблюдался спад популярности слэшеров таких как ‘Пятница, тринадцатое’ и ‘Кошмар на улице Вязов’. Это произошло потому что эти устрашающие киноперсонажи не могли сравниться с реальными ужасами войны. Похоже, когда люди сталкиваются с настоящим ужасом, который страшнее монстров из фильмов ужасов, жанр ужасов всегда будет подвергаться изменениям.

Вечные классики вроде Дракулы, Франкенштейна и Человека-волка остаются всегда актуальными, постоянно возрождаясь для новой аудитории. Однако из-за подлинного ужаса, рождающегося от исторических событий, таких как войны и другие отвратительные деяния, литература ужасов и ее киноадаптации непрерывно меняются, отражая наши самые глубокие страхи. Действительно, они преобразили фильмы ужасов во время Второй мировой войны и несомненно сделают это снова в условиях будущих конфликтов.

Смотрите также

2025-07-07 13:59